Рецензия на фильм "Красота по-американски" | кадры из фильма | вернуться к рецензиям | Лестер Бёрнэм влюбляется в подружку дочери и ломает свой привычный жизненный уклад. «Американский Обломов» (по выражению Юрия Гладильщикова) бросает жену, работу, начинает курить травку и, наконец, затаскивает свой object of desire в постель. «Красота по-американски» Сэма Мендеса — восемь номинаций на «Оскар», второе место в рейтинге всех времен и народов на IMDB, сто миллионов у.е. в прокате и критика, которой давно не удостаивался ни один фильм. На «Красоту» уже вылито столько шоколадной глазури, что скоро будет невозможно разобрать содержимое. Если верить рецензиям, то фильм сразу после выхода зачислен в разряд бессмертных, а дебютанта Мендеса можно канонизировать, не дожидаясь следующей ленты.Между тем, картина далеко не так прекрасна, как может показаться заочно. Почему фильм понравился большинству критиков, понять очень легко. В среде интеллектуалов, к которым причисляют себя почти все пишущие о кино журналисты, постоянно бродят псевдореволюционные идеи. Застав детьми 68-й (касается зарубежных рецензентов «Красоты»), не удовлетворившись (к их отечественным коллегам) прошедшей по чужому сценарию перестройкой, нынешнее критическое поколение душою еще жаждет переворотов. (По этой причине же на щит был поднят «Бойцовский клуб».) И когда надежда не совсем оправдывается, проще закрыть на несоответствия с мечтой глаза и не заметить, что вся леворадикальность картины — напомаженная фикция. Протагонист «Красоты», вроде бы, бунтует против устоев. Тихий революционер, он отказывается от большой зарплаты и идет на низкую должность в макдональдсообразную забегаловку. Вместо нудной, порабощенной предрассудками супруги он выбирает юную красавицу. Обществу насквозь лживых коллег жены предпочитает косячок и компанию одноклассника дочери. Но что же мы видим? Как бы становясь на кривую дорожку, Бёрнем (Спейси блеснул прежде скрытой от масс комической стороной своего гения) остается хорошим парнем, никого без причины не обижающим. Жена отказывается заниматься сексом, да еще и не дает спокойно передернуть затвор — получай развод! Перед уходом с работы Лестер выбивает из подонка-шефа кучу денег. Но иждивенцем (в этом его основное отличие от Обломова) наш герой быть не хочет и идет — какое благородство — в придорожную закусочную мальчиком на побегушках. Вместо бесцельного прожигания жизни Лестер начинает работать над собой, качать железо. И «последнее соблазнение» Анджелы Хэйес (Мена Сувари) — плод планомерных усилий, триумф протестантской парадигмы: трудись, и воздастся. Но и здесь герой Спейси ведет себя как истинный джентльмен — у самой цели, узнав, что его пассия девственница, не решается сломать девочке целку. Самопожертвование высшей степени. Интересно другое — способен ли хоть один из кинокритиков, расхваливших «Красоту по-американски», бросить свою тысячу (или больше) долларов в месяц и пойти работать в «Мак»? Не думаю. Если зажравшиеся (последние лет 20 экономика США на подъеме) буржуи могут позволить себе купить любую машину мечты — «понтиак» 70-го года, — то у нас такие деньги есть только у персонажей Пелевина и Константинопольского. Только они тратят три лишних штуки баксов за пакетик «генетически модифицированной правительством» травы. Остальные претензии к «Красоте по-американски» блекнут по сравнению с «социальной». Ничего страшного, что герои плоски и нарисованы примитивными мазками. Вот Жена-Карьеристка (Аннетт Бенинг) — фальшиво улыбается и спит с преуспевающим конкурентом («Fuck me, Your Majesty!»). Вот Дочь-Которая-Не-Ладит-С-Папой (Тора Бёрч). К «Обломову» добавляются «Отцы и дети». Вот Странный-Но-Хороший-Одноклассник-В-Котором-Никто-Не-Может-Разглядеть-Ранимую-Душу (Уэс Бентли — почему его не сделали негром?). Все герои существуют в евклидовом пространстве — если это и Чехов, то в самой ученической трактовке. Главное, что картинка глянцевая (Конрад Холл — один из лучших голливудских операторов), а что она за собой скрывает фальшивку, это уже пустяки. Получилось «сделайте нам красиво» — сколько Спилберг в art-house не рядись, все равно уши E.T. торчат. Но фильм, в принципе, хороший. Ким Белов
|