Рецензия на фильм "Красота по-американски"

| кадры из фильма | вернуться к рецензиям |

Это - не история о пустом кульке, летающем на ветру. И даже не сага о маструбирующем закомплексованном американце. И, возможно, не о том, что жизнь - дерьмо, а бабы - сами знаете, кто. О чем же, черт побери, эта история? Скорее всего - о том, что любая действительность - это мозаика, и в ней выпадают разные узоры, порой - мерзкие или пугающие... Впрочем, кому как. Кто видит в переплетении жизненных линий удушающую паутину, а кто-то - дороги, уходящие за горизонт.

Я устроил с "Американской красотой" эксперимент, который показался мне любопытным. Начал просмотр в день трансляции вручения "Оскаров", затем прервался на середине, переключился на саму церемонию, и лишь потом досмотрел фильм, за эти часы успевший стать золотым. Цель эксперимента была двоякая: обеспечить свежесть восприятия и в то же время посмотреть, что произойдет с моими эмоциями после того, как я воочию увижу осыпавший фильм "золотой дождь". Надо признаться, что эксперимент имел изначально сомнительную установку. Невозможно было сохранить абсолютную стартовую объективность, прочтя за предшествующие несколько месяцев кучу прессы, посвященной "Американской красоте". Поэтому приступал к эксперименту я с отрицательным эмоциональным настроем. К середине фильма он медленно трансформировался в положительный (хотя и далеко не восторженный). Затем была церемония "Оскара", после которой пропало всякое желание даже слышать слова "Американская красота". С невероятным трудом я заставил себя досмотреть фильм до конца. И легко вернул себе положительный настрой.

Молодой режиссер Сэм Мендес продемонстрировал изрядное чувство стиля, юмора и меры, однако кое-с-чем все-таки переборщил.
Прежде всего - с красными лепестками, возникающими, как только герой Кевина Спейси, Лестер Барнем, погружается в эротические фантазии. Красные лепестки служат недвусмысленным, хотя и деликатным эвфемизмом оргастических ощущений героя. Спору нет, это очень красиво, особенно когда предмет возбужденных фантазий, одноклассница дочери Лестера, лежит в ванной, утопая в лепестках, из которых, как айсберг, выдается ее колено. Однако любой сквозной образ начинает раздражать, если его подсовывают вам по любому поводу. В конце концов, от красных лепестков начинает мутить.

Теперь - о пустом пакете, мотыляющемся по ветру. Этот странный образ вряд ли может обойти человек, пишущий об "Американской красоте". Обычно отмечают, что режиссер как бы подсовывает зрителю этот символ, акцентируя на нем внимание, как бы заставляя принять его в качестве ключевого символа фильма и тем самым опять-таки нарушая чувство меры. Это все верно. Однако давайте вспомним, кому по сюжету этот образ принадлежит. Правильно - восемнадцатилетнему Рики, другу лестеровой дочери. Это паренек с измененным взглядом на окружающий мир, он постоянно с видеокамерой - через глазок видоискателя он легче всего воспринимает действительность.
Он видит прекрасное в том, что большинству кажется ужасным - в мертвых птицах, в замерзшем бомже. Это - взгляд настоящего
художника. Вспоминается Леонардо да Винчи, который для вдохновения рисовал уродов и отлавливал безобразных крестьянок в окраинах Милана. Художник имеет право (и даже обязанность) предлагать на суд толпы увиденный им мир. Если при этом художник зарабатывает на жизнь торговлей наркотиками, это вряд ли сказывается на качестве того, что он предлагает миру в качестве предмета искусства. Люди, создававшие шедевры разного рода, очень часто оказывались подонками, мерзавцами, криминальными элементами или педерастами. Франсуа Вийон за воровство кончил дни на виселице, и так далее, и так далее.

Но идеализировать образ Рики не стоит. Поскольку камера в его руках присутствует все-таки реже, чем пакетики с наркотой. Таково по сути своей и понятие «американской красоты». Это просто - мир, увиденный вне обычного штатовского шаблона, с помощью тех или иных стимулирующих средств. Американская красота - это «Макдональдс» не как место, где жрут на скорую руку, а как очаг внутренней свободы. Это - ярко-красная машина, о которой ты мечтал всю свою жизнь, но не мог себе позволить, потому что надо было покупать более «полезные» вещи. Американская красота в конечном итоге- это твоя внутренняя свобода, свобода в душе, а не под сенью звездно-полосатого флага.

Стоило ли ради демонстрации этой идеи снимать фильм? Наверное, да. Стоило ли давать ему пять «Оскаров»? На мой взгляд, нет. Впрочем, вспомним о «Титанике» и успокоимся. В «Американской красоте» хотя бы есть хороший юмор, прекрасная актерская игра и чудесная операторская работа. И, по крайней мере, здесь не поет Селин Дион.

Автор: Джон Сильвер


| кадры из фильма | вернуться к рецензиям |

Сайт управляется системой uCoz